Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс
 

                             Официальный сайт  

 Муниципального общеобразовательного учреждения

"Октябрьская средняя общеобразовательная  школа"  

         Красноармейского района Челябинской области

                          Приветствуем Вас у нас на сайте!!!                 
                     

Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс

 

   

     

     Устный экзамен по русскому языку 9 класс 

В 2018 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения. Устный экзамен по русскому языку 9 класс 2019 учебного года призван помочь ребятам преодолеть барьер устного общения и развить эту сторону их жизни. А также он является допуском к ОГЭ.

Причины введения итогового собеседования

     В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:

  • Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.
  • Меньше стали бывать на свежем воздухе.
  • Уменьшилось живое общение со сверстниками.

     Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:

  • трудно прочитать и пересказать текст;
  • сложно выразить связно свою мысль;
  • незнание того, как строить взаимосвязи в процессе общения.

     Да и в школе обучение направлено на сдачу письменных экзаменов в своём подавляющем большинстве! Это заставило разработчиков ОГЭ и ЕГЭ задуматься о том, чтобы ликвидировать этот перекос в знаниях учащихся. Таким образом, произошли изменения в ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Сроки проведения итогового собеседования в 2023-2024 учебном году

       Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Соответственно, основной день проведения в 2024 году — 14 февраля.

       Дополнительные периоды: 13 марта и 15 апреля

Цели устного экзамена

     Целью введения устного собеседования по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении.
     В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

Структура устной части

     Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом


№ задания

 Вид деятельности учащегося
 Задание 1

 Чтение вслух текста научно-публицистического стиля о каком-либо выдающемся человеке Российской Федерации

 Задание 2

 Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (уместное включение цитаты)

 Задание 3

 Тематическое монологическое высказывание, созданное в одном из типов речи

 Задание 4

 Участие в диалоге с собеседником-экзаменатором

Изменения в КИМе итогового собеседования в 2020 году

1. Изменилась формулировка задания №2.

Как известно, итоговое собеседование - это работа с текстами. Первое задание включает в себя именно выразительное чтение текста. И это задание не изменилось. А вот следующее задание поменялось кардинально. В 2020 году к слову пересказ добавилось прилагательное "подробный", то есть теперь главное условие получения 5 максимальных баллов за задание №2 является пересказ, близкий к тексту. Степень подробности пересказа не уточняется, главный упор на сохранение в пересказе всех микротем текста.

2. Внесены корректировки в критерии оценивания задания №2.

Источник: fipi.ru

В 2019 году за задание №2 можно было получить 4 максимальных балла, в этом году количество баллов увеличено до 5. Дополнительный балл возникает в критерии П1 - "Сохранение при пересказе микротем текста".

3. Изменены критерии оценивания правильности речи заданий №3 и №4

Источник: fipi.ru

В критерии РО добавлено условие получения 1 балла за речевое оформление: участник собеседования может получить этот балл только если он допустил не более трёх речевых ошибок.

4. Изменилось количество максимальных баллов за весь экзамен.

В 2020 году максимальный балл за итоговое собеседование увеличен с 19 до 20. Для получения зачёта за экзамен теперь надо набрать не 9, а не менее 10 баллов.

Подробнее о каждой из частей собеседования

      Задание 1 – это выразительное чтение предложенного текста с соблюдением всех необходимых требований.

     Что же оценивается в этой части экзамена:

  • Интонация.
  • Темп чтения.

     На подготовку этого задания даётся 2 минуты.

     Типичные ошибки, допускаемые выпускниками в данном вопросе:

  • не обращают внимания на слова, где уже стоит ударения и, как следствие, ошибки в произнесении этих слов;
  • искажают имена собственные (фамилии героев текста), термины;
  • неправильно произносят слова научной и публицистической лексики;
  • неверно склоняют числительные.

     Задание 2 – подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания. На подготовку – 1 минута.

     Критерии оценивания:

  • Все основные микротемы исходного текста сохранены.
  • Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
  • Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
  • В способах цитирования ошибок нет.
  • Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно.

     Задание 3 – монологическое высказывание Учащийся вправе выбрать один из предложенных вариантов задания, которые соответствуют одному из трёх типов речи:

  • Описание.
  • Повествование.
  • Рассуждение.

     Примеры задания №3

      Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии).

      Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).

      Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)

      У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста:

  • смысловая цельность;
  • членимость;
  • законченность.

      Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.

      Задание 4 – диалог с учителем

       Экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника.

      Критерии оценивания диалога:

  • Учащийся справился с коммуникативной задачей.
  • Даны ответы на все вопросы в диалоге.
  • Учтены условия речевой ситуации.

Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.

Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

Как подготовиться к устному экзамену в 9 классе

      Прежде всего выпускнику 9 класса необходимо морально настроиться на то, что экзаменаторы заинтересованы в том, чтобы все учащиеся хорошо сдали этот экзамен и получили «зачёт». Конечно же, требуется определённая подготовка к данному виду экзамена.

      Что необходимо сделать:

  • Зайти на сайт ФИПИ и скачать с него демоверсию.
  • Познакомиться со структурой экзамена и его критериями.
  • Хорошим подспорьем могут стать и различные сборники по подготовке к итоговому собеседованию (например, сборник под редакцией разработчика и эксперта ОГЭ и ЕГЭ И.П. Цыбулько).
  • Прорешать как можно больше вариантов, предлагаемых в свободном доступе в Интернете.
  • Большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет-источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;
  • Отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;
  • Ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы;
  • Читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок из материалов газет, журналов, отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания

       Итоговое собеседование - это серьёзное испытание, к которому, безусловно, надо серьёзно готовиться. Несмотря на кажущуюся простоту заданий и временные рамки в 15 минут, многие школьники допускают ошибки из-за колоссального волнения. Именно поэтому к итоговому собеседованию необходимо начинать готовиться как можно раньше, отрабатывая все навыки работы с текстами и карточками, чтобы к февралю быть абсолютно уверенным в том, что выполнение каждого задания не вызывает никаких сложностей и доведено до автоматизма.

     


Дата последнего обновления страницы 08.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения